Военное искусство

Материал из Dasplus
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Военное искусство /[[]]/

Большая советская энциклопедия

Военное искусство — теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе; важнейшая отрасль военной науки. Составными частями советского военного искусства являются военная стратегия, оперативное искусство и тактика. Между ними существуют тесная связь и взаимозависимость. Они дополняют друг друга и тем способствуют наиболее полному решению задач, стоящих перед военным искусством. Стратегия — высшая область военного искусства. Она тесно связана с политикой и находится в непосредственной зависимости от неё. Вместе с тем стратегия решающим образом влияет на развитие оперативного искусства и тактики. Тактика, являясь низшей ступенью военного искусства, занимается вопросами боя подразделений, частей и соединений. Оперативное искусство занимает промежуточное положение между стратегией и тактикой и охватывает вопросы подготовки и ведения операций. Оперативное искусство и тактика обеспечивают достижение поставленных стратегией целей и задач. Военное искусство может быть также разделено на виды в зависимости от видов вооружённых сил: военное искусство сухопутных войск, военное искусство ракетных войск, военное искусство войск ПВО страны, военное искусство военно-воздушных сил и военно-морское искусство. Кроме того, каждый вид военного искусства включает военное искусство родов войск, сил и специальных войск, входящих в тот или иной вид вооружённых сил. Причём родственное военное искусство некоторых родов войск и специальных войск, входящих в несколько видов вооружённых сил, может быть объединено общим понятием, например военно-инженерное искусство. Такое деление военного искусства на части, виды и отрасли весьма условно и может применяться лишь в конкретных случаях.

В буржуазной военной теории к военному искусству относятся стратегия и тактика. Термин «оперативное искусство» не употребляется. Однако в ней нередко применяются понятия «большая тактика» или «малая стратегия», которые по существу означают то же самое, что и «оперативное искусство», так как рассматривают подготовку и ведение операций.

Военное искусство развивается в зависимости от уровня производства, экономики, характера соответствующего им общественного строя. Военное искусство зависит также от особенностей исторического развития страны, национальных особенностей и традиций, географических условий и других факторов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Военное искусство есть уменье изобретать и применять самые целесообразные средства и приёмы для скорейшего достижения общей и окончательной цели войны. Задачи, связанные с войною, так многосторонни, средства, в разные эпохи употребляемые для их решения, столь различны, обстоятельства воюющих сторон, обстановка театров войны и прочее так разнообразны, что ведение каждой войны представляет для полководца новые особенности. Тем не менее, наряду с этим разнообразием существуют известные, неизменные законы и правила ведения войны для всех времён и всех народов. Представить эти законы и правила в систематическом порядке — есть дело военной науки. История же военного искусства изображает ход их постепенного развития как в военное, так и в мирное время, т. е. говорит о военных учреждениях, вооружении, тактике, искусстве маневрировать и т. п., существовавших у всех народов и во все исторические эпохи, равно как и о том влиянии, какое войны и вынесенные из них опыты, а также научные и технические изобретения и т. п. имели на изменения военного искусства. Поэтому военное искусство есть нечто совсем отличное от военной истории.

Ссылки

Цитаты

  • Военное искусство есть борьба за жизнь. Пренебрегающие этим искусством гибнут. /Меньшиков М.О. Выше свободы/
  • Всё военное искусство заключается в умении сосредоточить в нужный момент и в нужном месте больше сил, чем есть в этот момент в этом месте у противника. /Наполеон Бонапарт/
  • Искусство концентрировать все силы в одной точке, идти на прорыв, подтянуть тылы и защитить фланги, а затем молниеносно, прежде чем враг опомнится, проникнуть глубоко в его тыл. /Роммель Э./
  • Победить врага без кровопролития — вот вершина воинского искусства! //
  • Много разных стратегий есть. Например, тактика отступления с мелкими боями для изматывания сил противника )) Не обязательно в одном месте сосредотачивать силы. В каждом отдельном случае своя стратегия применима. /Наталья Владимирова/
  • Эпаминонд первым открыл Великий тактический принцип, который вплоть до наших дней определяет исход почти всех решающих сражений: неравномерное распределение войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке. /Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 14, с. 355/