Дебют

Материал из Dasplus
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Дебют /Debuto/

Дебю́т (дебю́тный) (франц. debut, буквально — начало) — начальная стадия шахматной партии (условно — 10—15 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих сторон. Связана с определённым планом игры в середине игры. В современном дебюте каждый ход — звено единого плана, который может изменяться в зависимости от действий соперника.

Первые сочинения по теории дебюта современных шахмат — книга Л. Лусены (1О в.), Геттингенская рукопись (12 в.), шахматное руководство Дамиано — увидели свет в конце 15 — начале 16 веков; в них систематизированы начальные сведения о дебютной теории.

Новаторскую роль в развитии дебютной теории сыграли «Книга об изобретательности и искусстве игры в шахматы» Р. Лопеса (1561), в которой наряду с критикой Дамиано анализировались новые пути атаки, впервые указывалось на значение пешечного центра; рукописный трактат Дж. Греко, где обобщался опыт сильнейших шахматистов того времени; книга Ф.А. Филидора «Анализ шахматной игры» (1749), где впервые рассматривалась стратегия игры в дебюте, тесно связанная с пешечной структурой, созданием мощного пешечного центра. Идеи Филидора, отстаивавшего последовательное (хотя и несколько медлительное) развитие сил в дебюте, не нашли, однако, поддержки у современников: продолжала доминировать дебютная стратегия острой тактической борьбы, получившая обоснование в трудах представителей итальянской школы Эрколе дель Рио, Дж. Лолли, Д. Понциани, которые выступали за быстрые фигурные атаки в дебюте, связанные с жертвой материала ради скорейшего захвата инициативы.

Значительный вклад в дебютную теорию внесён в 1-й половине 19 в.: в свет вышли обширные дебютные руководства, среди которых наиболее примечательны шахматное руководство И. Алгайера (1795), «Цикл лекций о шахматной игре» У. Льюиса (1831), где главным образом анализировались гамбитные начала (королевский, Эванса, шотландский и прочие), учебник дебютов Л. Лабурдонне (1833), «Руководство для шахматистов» Г. Стаунтона (1847). Универсальное руководство по дебютной теории «Хандбух» можно считать 1-й шахматной энциклопедией дебютов.

Особое место в развитии дебютной теории в 1-й половине 19 века принадлежит русским шахматистам А. Петрову и К. Янишу, совместно разработавшим защиту 1. e4 e5 2. Кf3 Кfб (впоследствии названной «игрой Петрова»; см. Русская партия). Яниша по праву считают пионером изучения дебютной теории в России; он автор труда в 2 томах «Новый анализ начал шахматной игры» (1842—43), где впервые рассматривалась славянская защита, выдвигались новые идеи во французской защите (3... f5), в испанской партии (3... Кfб) и т.д. «Для всякого любителя шахматной игры „Новый анализ начал" К. Яниша необходим, потому что содержит в себе не только подробное изложение истинных теоретических начал игры, но и систематический свод всего, что открыто до сих пор, вместе со множеством совершенно новых начал» (журнал «Отечественные записки», 1842). Благодаря книге Яниша «шахматная теория окончательно приняла свойственную ей научную, аналитическую форму» (В. Михайлов). Исследования в области дебютов в России были продолжены И. Киреевским, А. Кронебергом, И. Шумовым и прежде всего С. Урусовым — автором самобытного «Руководства к изучению шахматной игры» (1859—81).

При быстром развитии теории дебютов в 1-й половине 19 в. основой дебютной стратегии по-прежнему оставались комбинационная игра с жертвами и атака на короля. Методы защиты в дебюте заметно уступали приёмам атаки. Большое влияние на дальнейшее развитие дебютной теории оказало творчество П. Морфи, который на практике показал стратегические принципы разыгрывания открытых дебютов — быстрое и гармоничное развитие с последующей хорошо подготовленной атакой на неприятельского короля. Сила Морфи заключалась прежде всего в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» (А. Алехин).

Позиционная школа игры, основоположником которой считается В. Стейниц, положила начало новому этапу в развитии дебютной теории. Стремительные, но прямолинейные атаки в дебюте, поспешные попытки захвата центральных полей, рискованные жертвы фигур уступили место планомерному и гармоничному развитию шахматных сил в дебюте, стремлению к длительной инициативе, последовательному форсированию событий в центре доски и т. д. Совершенствование методов защиты оказалось действенным средством в борьбе против неподготовленных атак в дебюте. В конце 19 и особенно в начале 20 века на смену открытым дебютам с характерной для них гамбитной игрой пришли полуоткрытые и закрытые дебюты. Ещё во времена Стейница популярным дебютом стал ферзевый гамбит, основной стратегический план которого заключается в планомерной подготовке к вскрытию игры в центре. Появился целый ряд мастеров — 3. Тарращ, Р. Тейхман, К. Шлехтер и другие, которые постоянно применяли на практике полуоткрытые и закрытые дебюты. При такой игре план действий складывался, как правило, только тогда, когда большинство фигур было уже развито; между планом игры в дебюте и миттельшпилем не существовало тесной взаимосвязи.

Новатором в теории дебютов проявил себя М. Чигорин, который выдвинул ряд ценных стратегических идей (фигурное воздействие на центр, блокада пешечного центра, пешечная атака на флангах и т. д.), разработал ряд новых дебютных систем (см. Испанская партия, Французская защита). Чигорин стремился в дебюте к сложной, обоюдоострой игре, критически относился к дебютным системам, цель которых (для чёрных) — медленное обезвреживание инициативы соперника. Чигоринский подход к теории дебютов завоевал признание: его идеи творчески развивали Г. Пильсбери, Р. Харузек, Р. Рети, А. Алехин и другие.

Новые идеи в трактовке дебютной стратегии — прочная взаимосвязь между планами игры в дебюте и миттельшпиле, активная контригра в дебюте с фигурным воздействием на центр и т. д. особенно ярко проявились в творчестве А. Рубинштейна и А. Нимцовича. В начале 1920-х годов дебютная стратегия обогатилась ценными исследованием Рети: добровольная сдача центра сопернику с последующим овладением им путём подрыва (см. Дебют Рети). Динамичная трактовка дебюта характерна для Алехина. Его стремление к острой борьбе уже в дебюте, жертва пешки за инициативу, преднамеренная потеря темпа, обусловленная конкретной идеей, и т. д. во многом способствовали формированию активной дебютной стратегии.

Важный этап в истории дебютной теории связан с развитием советской шахматной школы (см. Школа шахматная), сложившейся под влиянием идей Чигорина и Алехина. Пионерами новых дебютных идей выступили П. Романовский, В. Созин, Г. Левенфиш, В. Ненароков, В. Раузер и другие. Особую роль сыграл здесь М. Ботвинник; широкое признание получили разработка им типичных позиций, углублённое изучение дебютной теории, умение навязать соперникам наиболее неприемлемые в психологическом отношении дебютные системы и т. д. Крупный вклад в современную теорию дебютов внесли и другие советские шахматисты — В. Смыслов, Т. Петросян, П. Керес, И. Болеславский, С. Фурман, Д. Бронштейн, Е. Геллер, Ю. Авербах, М. Тайманов. Их исследования направлены в первую очередь на разработку дебютной стратегии, поиски новых путей активной игры чёрными, установление более тесной и гармоничной связи между дебютом и миттельшпилем.

Для современного дебюта — результата длительной эволюции шахматной теории — характерно гибкое сочетание классических принципов игры с учётом конкретных особенностей позиции. В современной шахматной практике различие между дебютом и миттельшпилем носит условный характер, поскольку эти стадии шахматной партии связаны общим планом игры. Принципы разыгрывания открытых и закрытых дебютов, несмотря на ряд общих закономерностей, различны. В открытых дебютах быстрейшее развитие фигур — первооснова для захвата инициативы и организации атаки, средство опережения соперника в мобилизации сил и создания перевеса сил на том или ином участке борьбы. Развивают фигуры в дебюте (особенно в открытых) гармонично, т. е. одновременно на королевском и ферзевом флангах, при этом стремятся препятствовать мобилизации сил соперника. Делать в открытых дебютах несколько ходов подряд одной и той же фигурой, как правило, нецелесообразно (исключение — создание или отражение непосредственных тактических угроз), так как это ведёт к потере времени (темпов); «Лишь в тех случаях можно терять время, если это даёт прочное обладание пунктами» (Алехин). Сначала развивают лёгкие фигуры, затем тяжёлые (в противном случае тяжёлые фигуры могут попасть под удары неприятельских фигур и пешек). В открытых дебютах короля уводят из центра (рокировка) как можно скорее, включая при этом в активную игру ладью. Для закрытых дебютов характерны постепенная мобилизация сил, накопление позиционных преимуществ, маневрирование и т.д.

Главным содержанием игры в дебюте является борьба за овладение центром. В отличие от классической её трактовки (захват центра пешками), современный дебют предусматривает сдачу центра с целью фигурного воздействия на него (например, староиндийская и французская защиты). Большое значение имеет расположение фигур, особенно коня в центре доски (см. Централизация фигур). Такие фигуры держат под контролем большее число полей и могут быстро попасть на любой участок доски.

Важная роль в дебютной стратегии отводится пешкам: их продвижение обеспечивает необходимый для маневра фигур простор, ограничивает диапазон действий сил соперника. В дебютных построениях следует избегать пешечных слабостей (изолированных, сдвоенных или отсталых пешек), если создание их не обусловлено общим планом игры. Успешные действия в дебюте обеспечиваются прежде всего совместными действиями фигур и пешек; нарушение координации приводит к плохой позиции отдельных фигур, неудовлетворительное расположению пешек, потере инициативы и т. д. Пешечные цепи могут способствовать активности фигур или ограничивать её; в свою очередь, фигуры не должны мешать продвижению пешек. Однако отрыв пешек от своих фигур опасен: продвинутые пешки без поддержки фигур нередко становятся объектом атаки.

Право 1-го хода даёт белым некоторую инициативу в дебюте и большие возможности для выбора плана игры. В прошлом игра чёрных трактовалась главным образом как борьба за уравнение шансов (см., например, Ферзевый гамбит, Каро — Канн защита). В современном дебюте чёрные стремятся не только обезвредить начальную инициативу белых, но и создать активную контригру, а при случае перехватить инициативу; отсюда популярность таких дебютов, как староиндийская зашита, Пирца — Уфимцева защита, королевское фианкетто и др.

Для успешного разыгрывания современных дебютов требуется как знание типичных дебютных построений и способов планомерного использования позиционных преимуществ, так и умение нанести быстрый тактический удар или начать прямую атаку на короля соперника. В случае, когда ни одной из сторон не удаётся добиться преимущества в дебюте, в миттельшпиле возникает игра с примерно равными шансами, которая принимает, как правило, характер осмотрительного позиционного маневрирования или обоюдоострой борьбы с использованием тактических возможностей. См. также Закрытые начала, Открытые начала, Полуоткрытые начала.

  • Тартаковер С., Ультрасовременная шахматная партия, пер. с нем., ч. 1—4, Л. — М., 1924—1926;
  • Левенфиш Г. Я., История шахматного дебюта, в сб. Современный дебют, т. 1, М. — Л., 1940;
  • Керес П., Теория шахматных дебютов, ч. 1—2, Тал., 1949—52;
  • Сокольский А., Шахматный дебют, 2 изд., Минск, !960;
  • Суэтин А., Основы теории шахматного дебюта, Минск, 1962;
  • Панов В., Эстрин Я., Курс дебютов, 6 изд., М., 1980;
  • Эстрин Я., Малая дебютная энциклопедия, М., 1985;
  • Bilguer P., Handbuch des Schachspiels, B., 1843;
  • Cook W., The evolution of the chess openings, Bristol, 1906;
  • Dufгеsne J., Kleines Lehrbuch des Schachspiels, 8 Aufl., Lpz., 1910;
  • Еuwe M., Theorie der schaakopeningen, № 1—12, s'Gravenhage — Djakarta, 1948—58;
  • Modernchess openings, 11 ed., 1972;
  • Gelenczei Е., 200 Eroffnungsfallen, В., 1975;
  • Keres Р., Воlеslаwski I., Тaimanow М., в серии: Moderne Theorie der Schacheroffnungen (1968 —1975);
  • Suеtin А., Lehrbuch der Schachtheorie, 4 Aufl, Bd 1—2, В., 1981;
  • Рolugaewski L., Suetzn А., Taimanow М., в серии: Moderne Theorie der Schacheroffnungen (1982—1985);
  • Маtаnovic А. (геd.), Enzyklopedija sahonskih otvaranja, t. 1—5, Beogгаd, 1974 — 80.

/Шахматы. Энциклопедический словарь. Суэтин А.С./

РуВики

https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Дебют Дебю́т (от фр. début — начало, появление):

  • Дебют — первое появление деятеля искусства на публике.
  • Дебют (шахматы) — начало шахматной партии.
  • Дебют (шашки) — начальная стадия шашечной партии.
  • Дебют (психиатрия) — первое проявление психического расстройства.
  • «Дебют» — независимая литературная премия.

Ссылки

Цитаты

  • Вариант Дракона — это сложный дебют за чёрных, потому что все уже знают, как в нём атаковать за белых. /Магнус Карлсен/
  • Дебют — начальная стадия шахматной партии. Игра в дебюте определяет направление и характер последующей борьбы в миттельшпиле. Дебютная стадия считается в основном завершённой, когда фигуры покидают свои исходные позиции и соперники приступают к реализации своих планов. /Г. Каспаров/
  • Дебют — начальные примерно 10 ходов. /А.А. Калинин/
  • Дебюты учат дебютам. Эндшпили учат шахматам. /Герзадович/
  • На одном дебюте далеко не уедешь. /?/
  • Пока игрок не соединил ладьи — он не вышел из дебюта. /?/
  • Почему никто не играет 1.h4? /Гриффес/
  • Я играл Берда и Датскую часто, потому что не любил запоминать дебюты. /Колман/

5 принципов успешного дебюта

1 Принцип №1 – Занять центр пешками
Взятие центра доски под контроль пешками способствует открытию слонов для их дальнейшего развития, завоеванию пространства, а также мешает вражеским фигурам выйти на удобные позиции. Центральными пешками можно оттеснить легкие фигуры соперника, если оппонент не занял центр пешками.

2 Принцип №2 – Вывести легкие фигуры
Речь идет о конях и слонах. Коней выводят к центру доски, слонов - либо фианкеттируют на флангах, либо также выводят к центру. Вышедшие кони в начале игры часто угрожают сопернику двойными ударами, а слоны прекрасно делают опасные связки.

3 Принцип №3 – Рокировка
В шахматы без рокировки уверенно играть могут разве что чемпионы мира (Владимир Крамник и Вишванатан Ананд в 2021 году сыграли дружеский матч в шахматы без рокировок, что было обязательным условием). Для всех остальных любителей классического варианта шахмат рокировка – необходимый ход, помогающий увести короля из центра.

4 Принцип №4 – Без потери темпов
Ищите для фигур оптимальные поля. Если после хода вашу фигуру начинают гонять по доске нападениями, значит, вы вывели ее неправильно (если этого, конечно, не предусматривает конкретная дебютная идея). Из-за постоянных ходов одной и той же фигурой вы теряете важные для развития темпы.

5 Принцип №5 – Используйте дебютные ошибки соперника
Дебютные ошибки могут привести к очень быстрому проигрышу. Шахматисты в этом случае говорят «не вышел из дебюта». Научитесь видеть нарушение принципов развития в начале партии и «наказывать» за них.

/Материал подготовлен командой проекта Шахматы +/

/ВКонтакте. Шахматы +/ https://vk.com/wall-44741722_241647

Алехин А.А.

  1. Преувеличенная вера в знания противников всегда была моим уязвимым местом в разыгрывании дебютов.
  2. У Нимцовича есть масса партий, проигранных по дебюту, потому что он, вероятно, придаёт дебютам слишком большое значение.
  • Иван Фролов: Первый совет частично неправильный. Захват центра конечно обеспечивает стратегическое преимущество, особенно когда речь идёт о комбинационной игре. Но если мы говорим о позиционной, то захват центра в начале не стоит большого внимания, ибо во время обороны фигурам лучше держаться вместе, так сказать. А вот потом, когда оборона уже хорошо закреплена, можно понемногу наступать, в том числе и на центр. Хотя не возьмусь утверждать, что не бывает исключений.

Фишер Р.Дж.

  • В шахматах очень многое зависит от дебютной теории, поэтому чемпионы до прошлого века не знали о дебютной теории столько, сколько я и другие игроки. Так что, если бы вы просто вернули их, они бы не справились. У них будут плохие дебюты.
  • Я не рекомендую пытаться втиснуть в вашу голову множество длинных дебютных вариантов. Основная идея любого начала — получить сильный пешечный центр и дать вашим фигурам большой простор, чтобы вы могли ограничить позицию своего противника и атаковать слабые пункты в его расположении.

Фильмы

  • Дебют. nl. Het Debuut, 1977 / en. The Debut
  • Дебют. The Debut, 2000